19 января 2014, воскресенье
Новые зенитно-ракетные комплексы пополнили музейную экспозицию

Посетителям Артиллерийского музея  хорошо известна представленная на внешней экспозиции целая  линейка зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) - «Куб», «Круг», «Оса» и другие.

Вскоре все желающие смогут познакомиться и с другими образцами, которые до недавнего времени состояли на вооружении Российской армии, а также активно экспортировались в другие страны. Среди них - пусковая установка зенитно-ракетного комплекса С-300, транспортно-заряжающие машины зенитно-ракетных комплексов С-200 и С-75, а  также пусковая установка зенитно-ракетного комплекса С-125 с четырьмя ракетами и транспортно-заражающей машиной.

 

 

Зенитно-ракетный комплекс С-75 вошел в историю войск противовоздушной обороны как образец, который нашел наиболее широкое применение во всём мире.  Он представляет собой подвижный зенитный ракетный комплекс.  Принятый на вооружение в Советском Союзе в 1957 году, он позволял бороться со всеми имевшимися в то время в мире аэродинамическими целями.  Его применение также способствовало решению ряда тактических задач -  выходить из-под удара противника,  меняя позиции, действовать из засад, выдвигать резервные комплексы взамен выведенных из строя и т.д.  Новая зенитная ракетная система предназначалась для обороны промышленных объектов, войсковых частей и соединений и др.

Для комплекса С-75 был разработан новый метод наведения ракет на цель - так называемый метод половинного спрямления, т.е. ракета направлялась к промежуточной расчетной точке.

Комплексы С-75 комплектовались пусковыми установками и транспортно-заряжающими машинами.

Появившаяся в собрании музея  транспортно-заряжающая машина комплекса С-75 (ПР-11БМ) изготовлена на базе специального полуприцепа и автомобиля-тягача ЗИЛ-151КВ.   С нее производилось заряжание пусковой установки.  Оно осуществлялось при повороте балки с ракетой на 90° относительно продольной оси прицепа, с ориентацией ракеты хвостовой частью в сторону пусковой установки. Сопряжение направляющих балки транспортно-заряжающей машины и пусковой установки обеспечивалось установкой на грунте подъездных мостков, фиксировавших положение машины относительно пусковой установки, а также другими специальными приспособлениями. Перевод ракеты с транспортно-заряжающей машины на пусковую установку осуществлялся за 1 минуту. Общее время перезаряжания пусковой установки с учетом времени подъезда из укрытия - 2-4 минуты. На практике, при слаженной работе время заряжания было еще меньше.

В 1961 году на вооружение поступил зенитно-ракетный комплекс С-125. На экспозиции музея будет представлена его пусковая установка (5П73) с четырьмя ракетами и транспортно-заражающей машиной.   Данный комплекс разрабатывался для борьбы с маловысотными пилотируемыми и беспилотными аэродинамическими целями на дальности от 3,5 до25 км.

Старт ракеты осуществлялся под наклоном, с пусковой установки, наводимой по углу места и азимуту, а заряжание осуществлялось последовательно двумя транспортно-заряжающими машинами на базе автомобиля повышенной проходимости ЗиЛ-131 или ЗиЛ-157.

Данный ЗРК применялся в различных локальных войнах и конфликтах.  Известно, что в 1970 году 40 дивизионов с С-125 прибыли в Египет, где быстро показали свою эффективность. За июль - август 1970 г. ими было сбито 9 израильских самолетов и 3 повреждено, после чего на Суэце наступило перемирие...

 

Зенитно-ракетный комплекс С-200, принятый на вооружение в 1967 году, дополнил имеющиеся ЗРК С-75 и С-125 с радиокомандным наведением.  Неоспоримым достоинством комплекса стало применение самонаведения ракет.  С таким преимуществом, даже не реализуя полностью свои возможности по дальности, С-200 дополнил вышеупомянутые системы.  Особенно явно преимущества нового ЗРК  могли проявиться при обстреле постановщиков активных помех, служивших почти идеальной целью для самонаводящихся ракет С-200.  Таким образом, существенно усложнились задачи противника при ведении как радиоэлектронной борьбы, так и высотной разведки.

В числе дополнительных преимуществ комплекса С-200 отмечается возможность полуавтоматического  заряжания с помощью транспортно-заряжающей машины.  Это в свою очередь обеспечивало быструю, без длительной взаимной выставки со средствами заряжания, подачу на пусковые установки тяжелых ракет, слишком громоздких для проведения ручной перезарядки по типу комплексов С-75.

Зенитно-ракетный комплекс С-200 будет представлен в экспозиции музея транспортно-заряжающей машиной  5Т82М.  Заряжание с такой машины производилось с использованием электропривода.

 

Следующим комплексом, разработанным в СССР для поражения целей на больших дальностях, стал зенитно-ракетный комплекс С-300. Конструкторские работы над новой зенитной ракетной системой начались в 1969 году.  К этому времени в Советском Союзе на вооружении  состояли подвижные комплексы одноканальные по цели С-75 (средней дальности), С-125 (маловысотный малой дальности) и комплекс большой дальности до 400 км С-200.

ЗРК С-300 стал первой многоканальной зенитной ракетной системой, способной сопровождать каждым комплексом (ЗРК) до 6 целей и наводить по ним до 12 ракет.  С-300 способен поражать различные цели на высотах: от меньших, чем возможная высота полёта — до превышающих потолок высоты для целей; на дальностях: от нескольких километров — до 150, 200, 300 километров.    Главное предназначение комплекса – оборона крупных промышленных и административных объектов, военных баз и пунктов управления от ударов средств воздушно-космического нападения противника.

Пусковые установки ЗРК С-300 несут по четыре транспортно-пусковых контейнера с ракетами, оснащены системой автономного электропитания и смонтированы на шасси большегрузных автомобилей повышенной проходимости МАЗ.

Одна из таких установок теперь в числе прочих стала музейным экспонатом.  Она демонстрирует новый принцип пуска ракеты по сравнению с теми, что применялись у предшественников С-300.  Здесь применяется так называемый минометный старт, при котором  ракета запускается непосредственно из транспортно-пускового контейнера, крышка контейнера при этом выбивается избыточным давлением, создаваемым размещённым в ТПК газогенератором (вопреки распространённому заблуждению ракета не пробивает крышку, что могло бы повредить обтекатель головки наведения).

Такая схема пуска обнаружила целый ряд преимуществ – возможность размещения установки практически в любом, даже весьма ограниченном пространстве: между зданиями, в узких ущельях и ложбинах, лесах; стрелять в любом направлении, с разных высот и направлений, как по «вертикали» так и «горизонтали».

 

Новые образцы военной техники заняли свое место на внешней экспозиции музея № 2, которая в недалеком будущем будет открыта для посетителей.

« к списку событий